Поэт, филолог Ольга Седакова о президенте СССР Михаиле Горбачеве: "Девять дней. Кажется, я поняла, как назвать то общее, что связывает для меня переворот и во внешней, и во внутренней политике, который произвел М.С. Горбачев. РАЗОРУЖЕНИЕ.
Не в привычном смысле торгов о сокращении тех или других видов вооружения. У нас он РАЗОРУЖИЛ власть, начиная с себя. А властью в Союзе было всё: и учителя, и врачи, и продавцы, и гардеробщики... Все за исполнением обязанностей выходили к тебе вооруженными. Всех надо было бояться.
Ведь другая сторона этого диалога была абсолютно безоружна. Чем вооружены? Правом на необсуждаемое и ничем не ограниченное насилие, хотя бы – на нижнем ярусе властей – на хамство. Я отлично помню, как все это стало к тебе поворачиваться другим, не устрашающим лицом. Я помню, как изменились лица людей на улицах и в транспорте. Они вышли из состояния непрерывной обороны и заговорили с незнакомыми «как люди». Вспоминаю эту метаморфозу со слезами. Сколько я тогда услышала от случайных встречных! Как будто мертвые ожили.
И в мире – то же. Главное оружие – «классовый подход», «классовая борьба» было сложено. С «общечеловеческими ценностями» пулеметы замолкали. Да, это было предложение мира, и возможность мира. И – что существенно – начиная с себя. Открыть лицо, не пугать и не бояться."